Разделы сайта

Главная

Характеристика современной семьи и ее задачи в поликультурном пространстве

Характеристика современной семьи и ее задачи в поликультурном пространстве

 

 

1. Семья - один из ведущих факторов воспитания

Социологи выявили, что, например, профессию дети выбирают в 80 % по совету родителей; дети усваивают установки и нравственные ориентиры семьи. Надо, чтобы они были социально ценными, надо вести единую линию со школой, не создавать таких противоречий, чтобы в школе был «горестный процесс» - перевоспитание.

Семейное воспитание - это, прежде всего, самовоспитание родителей, которые и предъявляют ребенку единые требования со школой, воспитывают, прежде всего, на своем примере. Причем надо учить родителей рассказывать детям больше положительного о своей работе, об окружающих людях, а не только сообщать детям о своих неприятностях и обсуждая дурные поступки людей - этим определяется и отношение ребенка к будущей работе, и доброжелательное отношение к людям. По словам А.С.Макаренко: «Воспитывает каждый квадратный метр Родины».

2. Важно добиться того, чтобы нравственное воспитание в семье было систематическим процессом, а не разовым воздействием

А.С.Макаренко выступал против «педагогического фокуса» (особенно вредны «разовые воздействия» отца). Воспитывает не «ремень», не нотации (посадил рядом - и нотация), а сам процесс и характер общения. Надо находить время для общения, а не «откупаться» дорогими подарками от ребенка, надо рассказывать положительное о работе, проводить обсуждение статей; уважать мнение подростка; организовывать совместный бытовой труд (не из-под палки); проводить теплые совместные семейные обеды (ужины), на которых не отчитывать и не ругать детей, а доброжелательно общаться на разные темы: о музыке, литературе, кино и т. д.

Родители также должны показывать пример положительного отношения к бытовому труду. В связи с этим надо помнить, что воспитатель не может дать воспитаннику того, чего не имеет сам. Если супруги ссорятся из-за бытового труда, то дети тоже от него бегут. Необходимо, показывая пример ребенку, включать ребенка в деятельность.

3. Нравственное воспитание - это не какая-то специальная нравственная деятельность, это сторона любого вида деятельности, любого поступка, любого отношения.

Многоаспектность нравственного воспитания:

а) к труду (безнравственно быть тунеядцем, потреблять ничего не созидая). Родители должны помнить, что, ограждая ребенка от труда (в том числе бытового), они наносят ему вред. К.Д.Ушинский писал: «Если хотите воспитать ребенка - воспитывайте его для труда».
б) к коллективу - долг, ответственность - самые нравственные мотивы, они проявляются во всех сферах жизни и деятельности. Важно учить ребенка видеть последствия своего поведения и оценивать с точки зрения пользы или вреда для общества и себя и другие социальные ценные качества. Нравственность проявляется в умении сочетать общественные и личные интересы. Эгоист - безнравственная личность, приносит вред и несчастье всем и себе.
в) к общественно-ценному воспитанию. Родители не должны стимулировать главным образом корыстные мотивы, приносящие вред нравственному воспитанию. Так, например, стяжательство - социально опасная черта.
г) к идеалам. Воспитывать доброжелательность, уважение, почтение к старшим, толерантность к людям иной национальности, иных взглядов (самим быть примером). Не разрушить идеалы детей. Предотвращать склонность к садизму.

4. Задачи: к осознанию поступков, выработке привычки

Важно помнить о привычках, о том, что они закладываются, когда возникает новый вид деятельности. Воспитателю надо быть терпеливым, поощрять детей за хорошее. И помнить о том, что труднее перевоспитывать. Привычки воспитываются не из-под палки. Важно расположить ребенка, вызвать у него положительное отношение, убедить в необходимости. Только тогда и требовать. «Дисциплина - единство свободы и принуждения». Привычки воспитываются на основе ценных мотивов, «не за деньги». Причины отрицательных привычек: праздность, дурной пример. «Пропустили время - вырос бурьян». Воспитатель должны помнить, что при перевоспитании надо действовать против причины. Поступок - привычка. «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

Воспитательное влияние семьи должно быть все более регулируемым (отражать политику государства, быть первым воспитателем).

Функции семьи:

1) Здесь происходит первичная социализация личности ребенка (дети учатся согласовывать свои и общественные интересы). Семья - форма связи с общесоциальными интересами. Это первичный социальный организм;
2) В семье обсуждается и анализируется информация о жизни общества, культуры, науки, нормы поведения. В этом роль семьи огромна.
3) На примере личных отношений отца и матери дети учатся взаимоотношениям между супругами, детьми и родителями. Здесь проводится подготовка детей к браку, социальным обязанностям семьянина и члена общества.4) В семье происходит восполнение духовных и физических сил, которые люди тратят на производстве. В семье происходит обмен мнениями, так называемая разрядка.

В.А.Сухомлинский говорил: «Придите в школу и посмотрите в глаза детей, а также будьте осторожны в жалобах на ребенка».

5. Ответственность родителей за организацию семейного досуга.

Характеристика современной семьи и задачи.

- Семья - естественное ядро, ячейка, представленная двумя поколениями,
- Родители и дети (в 12-10 раз меньше стало семей из трех поколений (деды, бабки), в основном 1 или 2 детей),
- 71 % родителей с высшим и средним специальным образованием (законченное и незаконченное),
- Сегодня в семьях бытовые условия лучше, уменьшены возможности и необходимость труда по самообслуживанию,
- Оба родителя работают. Но при этом подразумевается активное общение родителей с детьми,
- Отношения: взаимопонимание, равноправие, единство личностных и общественных отношений.