Разделы сайта

Главная

Семья и учреждение образования

Семья и учреждение образования – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и учреждения образования, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.

Современная семья, родители, воспитывающие детей, испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на их заинтересованность и активность в воспитании детей. Эти проблемы приводят к тому, что одна часть родителей чувствует себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряет интерес к особенностям их развития, неохотно идет на контакт с педагогами.

Другая часть родителей не осознает этих проблем вообще или не понимает значения последствий своего влияния и влияния семьи на ребенка. И даже среди тех, кто эти проблемы видит, только немногие из них готовы участвовать в их решении. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи.

Семья вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В семье укрепляют его здоровье, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина.

Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где нелады родителей между собой отрицательно влияют на развитие личности ребенка, нарушают его права, лишают защиты. Такие семьи, в большинстве своем, не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Особое внимание следует уделять семьям воспитанников (учащихся), находящимся в социально опасном положении.

В такой ситуации ближе всего к детям, к проблемам их воспитания находятся педагоги учреждений образования, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, в преодолении ошибок их семейного воспитания, в повышении степени участия родителей в воспитании своих детей, в сохранении биологической семьи для ребенка.

Часть 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений образования по охране детства

Организация работы любого учреждения образования с семьей связана, прежде всего, с изучением и анализом законодательных, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений образования по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Наличие следующих из них является обязательным:

1.Конвенция ООН о правах ребенка.

2.Конституция Республики Беларусь.

3.Кодекс о браке и семье Республики Беларусь.

4.Жилищный кодекс Республики Беларусь.

5.Уголовный кодекс Республики Беларусь.

6.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

7.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

8.Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

9. Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 г. №5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18».

10.Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г.№ 2570-XII «О правах ребенка» (в редакции Закона от 25.10.2000 г. № 440-З; Изменения и дополнения: Закон от 3.05.1996 г. № 440-XIII, Закон от 25.10.2000 г. № 440-З, Закон от 05.07.2004 г. № 298-З, Закон от 08.07.2008 г. №365-З).

11. Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

12. Закон Республики Беларусь от 21.12.2005 г. №73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

13. Закон Республики Беларусь от 05.07.2006 г. № 141-З «Об общем среднем образовании».

14. Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 г. №315-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях».

15. Постановление межпарламентской ассамблеи государств-участников содружества независимых государств от 08.12.1998 г. № 12-4 «О защите детства в государствах содружества».

16. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.08.2005 г. №25 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности».

17. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 г. № 1728 «Об утверждении и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»:

  • Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите.
  • Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям.
  • Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

18. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. №47 (в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 г. № 30).

19. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 г.г.

20. Комплекс мер по совершенствованию работы по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

21. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 31.01.2007 г. №47 «О выполнении постановления коллегии Министерства образования от 28.12.2006 г.№17.1».

22. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2007 г. №270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».

23. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 08.08.2008 г. №615 «О системе работы с семьей по улучшению качества нравственно-правового воспитания, предупреждению асоциального поведения учащихся учреждений образования Гродненской области».

24. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 02.09.2008 г. №12-02-12/1982 «О повышении эффективности работы органов опеки и попечительства и интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2008/2009 уч.году».

25. Приказ управления образования Гомельского облисполкома от 30.05.2007 г. №374 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».

26. Приказ управления образования Гомельского облисполкома от 19.06.2008 г. №444

27. Приказ управления образования Гомельского облисполкома от 03.12.2008 г. №736 «О мерах по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь №18».

28. Приказ управления образования/управления здравоохранения Гомельского облисполкома от 30.12.2008 г. №772/1166 «Об организации работы с детьми раннего возраста, находящимися в социально опасном положении».

29. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите от 22.12.2008 г. №12-02-05/1645.